Эксперт: джаз в Минске держится на энтузиазме

Любимый многими минчанами проект "Джазовые вечера у Ратуши" стартовал в Минске в минувшую субботу. В контексте фестиваля мы поговорили о современном состоянии белорусского джаза с самым знаменитмым белорусским джазоманом, музыкальным экспертом Дмитрием Подберезским. 


1.jpg


Музыкальный критик Дмитрий Подберезский рассказал о том, что современный белорусский джаз переживает не лучшие времена. Даже в странах ближайшего зарубежья дела с музыкой этого направления обстоят намного лучше. Что же касается белорусских границ, то наихудшим образом для джаза обстоятельства складываются именно в столице и единственное, что пока дает надежду — это фестивали вроде солигорского детского "Джаз-тайм". Среди причин подобного не радостного положения эксперт называет почти полное отсутствие в Беларуси джазовых фестивалей национального и международного уровней, незаинтересованность отрасли образования в развитии молодых талантов и поддержке их на международном уровне, чего не наблюдается в соседних странах. 

Ведь на белорусской земле таланты на самом деле есть, просто им нужно оказать необходимую поддержку. 



На чем держится джаз в Минске  



По мнению Подберезского, ситуация с джазовой музыкой сейчас довольно сложная, а джаз держится только на энтузиазме отдельных людей. Эксперт считает, что так происходит потому, что сейчас в Беларуси почти не проводятся джаз-фестивали, музыка такого направления не поддерживается на государственном уровне. 


3.jpg


"Вот, слава богу, появился этот фестиваль - "Джаз у Ратуши". Там белорусские музыканты выступают тоже. У организаторов этого фестиваля грамотная политика - давать нашим музыкантам выступить на одной сцене со звездами мировой величины. Что это за джазовый фестиваль в Беларуси, если там не выступают белорусские музыканты? Парадокс", — рассуждает Подберезский. 

"Понимаете, развитие местного джаза не возможно без собственных джазовых фестивалей. Вот если мы возьмем тот джаз-фестиваль, который проводит национальный Оркестр под руководством Михаила Финберга — там участвуют только музыканты из оркестра Финберга да кто-то из россиян. А потом все будут говорить: "а у нас уровень такой..." А где же не поднимать свой уровень как не от контакта с музыкантами из других стран? И поэтому, конечно, обязательно должен быть и национальный фестиваль джазовой музыки. Обязательно!", — отмечает эксперт. 

Подберезский делает акцент на еще одном важном моменте - в развитии джазовой музыки не заинтересовано и белорусское образование. 
"Я не могу говорить, что у нас есть джазовая школа. Ее и не было. Были отдельные энтузиасты, которые брались преподавать, как Володя Угольник, но это отдельные люди и нельзя сказать, что в Университете культуры и искусств есть кафедра джазового искусства. Есть кафедра эстрадного искусства, куда джаз входит одной из составляющих. И оттуда выходят иногда очень одаренные ребята, которые фанатеют от музыки", - говорит собеседник.


2.jpg


И тут же отмечает, что в конце концов зарабатывают эти музыканты потом на жизнь выполнением другой музыки, играя в кавер-бэндах, но находят возможность создавать коллективы и играть вместе джаз в свободное время. 

"Как правило их не много. В том же "Граффити" по средам встречаются молодые джазовые музыканты — и слава богу, что они хоть раз в неделю имеют возможность поиграть то, что им нравится, "поджемить" и за счет этого все еще как-то держатся в минском джазе", — добавляет Подберезский. 



Что происходит с джазом в соседних странах 



Размышляя о состоянии джаза и музыкальном образовании в Беларуси, наш собеседник приводит к примеру ситуацию с джазом в странах ближайшего зарубежья — Литве и России. 

Подберезский сразу отмечает, что ситуация с джазом в Литве гораздо лучше хотя бы по той причине, что в Литве джаза начинают обучать еще в детских музыкальных школах. Потом музыкальный колледж, потом консерватория и отдельный факультет джазового искусства в Клайпеде. 

"Вот там люди растут и там ежегодно, когда я приезжаю на очередной фестиваль в Бирштонас, я вижу музыкантов, которые играют джаз от самого малого возраста до выпускников консерватории", — отмечает Подберезский. 

Во время разговора Подберезский затронул и ситуацию в российском джазе. Он отметил, что и там джаз находится куда в более привлекательном состоянии, чем в Беларуси, в первую очередь благодаря традициям. 

"В 50-е годы там активно проводились джазовые фестивали, были джазовые кафе и была студия джазовой импровизации "Москворечье", а вот Питер по сравнению с Москвой всегда был более современным в смысле джазовой музыки, там было больше экспериментов, в то время как Москва всегда находилась на волнах мейнстрима", - рассказывает эксперт.


Солигорское чудо 



Как пример одного из самых самобытных и ярких белорусских фестивалей, который нужно обязательно развивать, Подберезский приводит фестиваль детской эстрадной музыки и джаза "Джаз-тайм", который проходит в Солигорске раз в два года, и называет его настоящим чудом. 


4.jpg


В фестивале принимают участие учащиеся детских школ и колледжей в возрасте до 18 лет. Он считается международным - в нем участвуют россияне, но все чаще пытаются доехать и поляки, и литовцы. 

"Там такие чудеса получаются! Например, на одном фестивале, последним или предпоследним, на сцену вышел мальчик с домрой и под аккомпанемент фортепьяно начал играть Take Five — у меня просто глаза на лоб полезли. Он не только тему исполнил на домре(!!!), но потом и импровизацию еще какую-то устроил", - поделился впечатлениями собеседник.

Эксперт отметил, что благодаря этому фестивалю открылся замечательный биг-бэнд из Крупок, школы искусств, "где дети по-настоящему играют джаз". 

"Очень многое зависит от преподавателя. Если мы хоть как-то будем поддерживать нашу белорусскую джазовую школу, то у наших музыкантов есть все шансы выйти на мировую сцену, потому что талантов у нас предостаточно", - подытожил эксперт.


Оставить комментарий

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегестрируйтесь.
Загрузка комментариев...