ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ КИНО

Перед тобой фильмы, которые сегодня не идут в кинотеатрах и не возглавляют списки кассовых сборов, но ничего не теряют от этого. Это, в сущности, личная коллекция, то, что собиралось, смотрелось и запоминалось в течение долгих лет. Самое главное – с момента выхода фильма может пройти 10, 20, 30, 40 лет, но он не становится архивным артефактом, интересным только специалистам. Это настоящее, актуальное, живое кино. То, о котором хочется рассказать, которым хочется поделиться.

Просто мое кино.

Очень личное кино.

 

Багзи Мелоун

Bugsy Malone

Режиссер Алан Паркер

Великобритания, 1976


966b0cbac88bd94e2c8ea4312c0bb196.jpeg


Первый и, возможно, лучший фильм Алана Паркера. В самом деле, не считать же таковым мультипликационную агитку на музыку Пинк Флойд или «Жизнь Дэвида Гейла»... Здесь всего одна звезда, да и та в перспективе: первая крупная роль Джоди Фостер, это правда, да только будущей звезде здесь всего-то 13. Впрочем, и другим героям не больше, хоть это и настоящий гангстерский боевик.

Это была гениальная идея – мюзикл о чикагской мафии, разыгранный детьми. Все по-настоящему: коррумпированные копы, певички, ради карьеры готовые на все, мафиозные боссы, перестрелки… и любовь! Нет только крови, и поэтому «Багси Мэлоуна» можно смотреть с детьми всех возрастов: огонь ведется заварным кремом, и самое страшное, что может произойти с героем – он получит по лицу тортом. А еще это прекрасная история любви между красавчиком Багси (Скотт Байо, виртуозно его сыгравший, так никогда и не смог подняться выше этой роли), умницей, талантом, нахалом и забиякой, который и ходит-то так, что все девчонки падают на месте, и кабаретной певицей Блаузи (Фостер), которая мечтает о самых высоких подмостках.

Но на самом деле фильм Паркера – прекрасная иллюстрация к шекспировской тезе про мир – театр, ну, дальше ты в курсе. И очень добрая, потому что в реальном мире огонь из автомата не ведется заварным кремом.

Ну, хорошо, забудем о двух номинациях на «Оскар», трех – на «Золотой Глобус», одной – на главный приз Канн и 5 премиях «Бафта». Но будем помнить о том, что в списке лучших мюзиклов всех времен «Багси Мэлоун» занимает 19 место. «Кошки» и «Призрак оперы» – далеко позади.

 

Регтайм

Ragtime

режиссер Милош Форман

США, 1981


Рэгтайм-4.jpg


У этого фильма прекрасный слоган: «Good Time, Bad Time, Ragtime!», увы, на русский практически непереводимый. До того момента, как в 1989-м я неведомыми теперь уже мне самому путями пробрался на просмотр формановского «Регтайма», трудно было представить, как вообще можно экранизировать неспешную и многослойную прозу американского прозаика Эдгара Лоуренса Доктороу. Сказывалось впечатление от печатной версии русского перевода романа, который сделал Василий Аксенов, а «Новый Мир» опубликовал незадолго до отбытия автора перевода на родину автора романа. Речь, конечно, идет о переложении, не о переводе – но переложении блистательном!

Киноверсия «Регтайма» – кинополотно, сшитое из кусочков истории города Нью-Йорк на переломе XIX и XX веков. Здесь сплетаются в одну полноводную сюжетную реку истории эмигранта из России и его дочери. Обычной Американской Семьи, незаконнорожденного негритенка, выросшего в удачливого музыканта и противостоящего ему комиссара полиции. Впрочем, несколько сюжетных линий романа Форман недрогнувшей рукой ликвидировал, но для фильма это оказалось очень даже неплохо. А то, что основные акценты картины, в конце концов, свелись к борьбе чернокожего музыканта за собственные честь и достоинство, кажется и оказывается не просто очередным гуманитарным перекосом, но закономерным развитием мысли одного большого художника, подхваченной вторым. Музыка, тот самый регтайм, проходит лейтмотивом сквозь все эти истории: под нее нищий еврейский художник становится киномагнатом, а тихоня-ботан завоевывает сердце истинной красавицы.

 

Создатель

Creator

режиссер Иван Пассер

США, 1985


creator-811742c676b9ac5d5662050ea52a289d.jpg


Этот фильм не слишком хорош как произведение искусства – он излишне сентиментален и даже прямолинеен в морализаторстве. Его издавали в России на видеокассете и неоднократно показывали по телевизору. Совсем не редкость. И, тем не менее, абсолютно волшебный фильм.

Снял его Иван Пассер, американец чешского происхождения, сокурсник Милоша Формана по Пражской киношколе и приличный коммерческий режиссер.На его счету известный телебайопик «Сталин» с Робертом Дюваллем и Джулией Ормонд, а также русско-казахский «Кочевник», который доделывал Сергей Бодров-старший. Сценарий написан клиническим психологом и романистом Джереми Левеном по его же одноименному роману. Мы знаем Левена по фильму «Дон Жуан де Марко», который он поставил сам по своему же сценарию. Снялись в картине совсем еще молодые Винсент Спано, Вирджиния Мэдсен и Мюриэл Хемингуэй. Однако блещет здесь прежде всего великолепный, искрящийся, восхитительный Питер О'Тул.

Если разобраться, то это не более чем лирическая комедия с элементами фантастики, история о том, как эксцентричный профессор биологии, помогая своему юному студенту разобраться в жизни, сам мало-помалу обретает понимание истинных ценностей существования. В ней полно искрометного юмора, глубочайшего отчаяния и самых горьких слез. В ней есть место разбитым надеждам и ничем не замутненному, сияющему счастью. Меня эта картина пару раз спасала в истинном смысле этого слова. И мне кажется, что именно в этом и состоит отчасти назначение хорошего кино. Спасать, а не наоборот.

 

Сады осенью
Jardins en automne
Режиссер Отар Иоселиани
Франция, 2006


big_2636.jpg


Министра отправляют в отставку. Непонятно из-за чего, но по всей стране идут демонстрации. Народ волнуется, министру не усидеть. От министра (Северин Бланше) уходит жена, которая использовала его, прежде всего, как источник материальных благ. Министр лишается жилья, возвращается... к маме, селится в комнатку метр на два, выгребая оттуда многолетнюю пыль, – и тут, собственно, начинается жизнь.

Легко предположить, что десятый фильм Отара Иоселиани в очередной раз балансирует на грани апологетики вольнолюбия, деклассификации общества и винопития – в «Садах осенью» все равны и равно важны для автора фильма. Но дело тут в другом.

Дело в том, что, как и во всех своих поздних картинах, Иоселиани противопоставляет мир истинный миру мнимому, работу в правительстве – общению с проститутками из стран третьего мира, безудержный гламур – дружеским попойкам в саду, благословляемым мамой министра (гениальный Мишель Пикколи в этой роли неожидан и прекрасен). Жизнь, говорит нам режиссер устами одного из героев, африканского дипломата, длинна, и кто знает, кем ты окажешься на том или ином повороте. Главное – уметь отличать ложное от настоящего. Того настоящего, в котором могут облить помоями из окна, но где всегда найдется добрая душа, чтобы отмыть, обогреть, напоить и спать положить. Главное – хорошие люди рядом, здесь и сейчас. Поются песни, вино льется рекой. А что там будет утром... разберемся утром.

Но и это не главный смысл «Садов осенью». Фильм этот дает надежду даже тем, кто накрепко, руками и ногами, как в клею, увяз в той жизни, где министр сельского хозяйства значит больше, чем само сельское хозяйство. И суть здесь в том, что всегда есть возможность вернуться обратно, пусть даже великий американский писатель Томас Вулф утверждал, что домой возврата нет.

 

Чертополох

Ironweed

Режиссер Эктор Бабенко

США, 1987 год


Luchshie-filmyi-v-retsenziyah-CHertopoloh-Ironweed-1987-1.jpg


Давно замечено, что американские реалии в фильмах инородцев, снятых в США, выглядят и звучат куда ярче, чем у местных. Бразилец Эктор Бабенко, прогремевший своим «Поцелуем женщины-паука», поставил «Чертополох» по роману Уильяма Кеннеди, лауреата Пулитцеровской премии, разрабатывающему традиционную для христианских культур тему страстотерпения падших, в данном случае – американских бродяг времен Великой Депрессии. Их двое – Джек (Джек Николсон) и Элен (Мерил Стрип), два перекати-поля, две головки чертополоха, прибитых друг к другу ветром Великой Депрессии. Джек второе десятилетие бродит по стране. Что кинул он? Что ищет? Почему так последователен, так упорен в своей борьбе за право оставаться тем, кто он есть, почему не хочет вернуться в тепло и уют, даже когда есть такая возможность? Об этом мы можем только догадываться: прежняя его жизнь возникает лишь в воспоминаниях, и в ней, похоже, было много похожего на жизнь нынешнюю, если не по форме, то по сути. Может быть, он не хочет предать память подруги по странствиям – бывшая певица Элен умирает у нас на глазах, а может быть, просто мучительно осознает, что уже не сумеет жить так, как жил когда-то, что бутылка виски и пронизывающий ветер – вечные его спутники…

Их третьего друга недаром сыграл певец проигравших Том Уэйтс, всю свою жизнь посвятивший образам неустроенных и непонятых людей, априори проигравших, но не успокоившихся. И то, что он снялся в этом пронзительном и искреннем фильме, снова и снова дает нам возможность уяснить: мир только тогда чего-то стоит, когда в нем есть место не только розам, но и чертополоху.

 

Улицы в огне

Streets Of Fire

Режиссер Уолтер Хилл

США, 1984


14746movie5.jpg


Тот не был молод в конце 1980-х, кто не смотрел этот фильм. Если тебе незнакомо имя Майкла Паре, ты потерял многое. Потому что «Улицы в огне» – это едва ли не лучшее, что осталось от эпохи видеосалонов и уникальных отечественных видеопереводчиков.

Режиссер Уолтер Хилл изобрел странный жанр, который назвал «рок-н-ролльной сказкой». Это был необычный микс из мюзикла, драмы, комедии и адского экшена, в котором плюс к тому были лихо скрещены 50-е и 80-е. Согласно сюжету «солдат удачи», уставший воевать, по имени Том Коди (Паре), возвращается домой. Пока его не было, бывшая подружка (Дайен Лейн) стала рок-звездой, а город оказался под властью байкерской банды во главе с неким Вороном (Уиллем Дефо). Из не совсем ясных соображений Ворон похищает певицу, а Коди с парочкой друзей отправляются ее спасать... Но не сюжет и не личность Паре здесь самое интересное, хотя он и в роли рыцаря без страха и упрека. Третьим интересующим нас компонентом здесь является саундтрек, в котором есть и Мерайя Макки, и The Blasters, и The Fixx, и Рай Кудер: смесь, конечно, адская, но симпатичная.

Хилл планировал снять трилогию о приключениях Тома Коди, но фильм в прокате провалился, и о съемках сиквела пришлось забыть. Зато сегодня «Улицы в огне» – настоящее культовое кино.

Оставляй комментарии к статье и читай также: «Ностальгия. Смотрим фильмы про студенческую жизнь».

 



Оставить комментарий

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегестрируйтесь.
Войти через:
Загрузка комментариев...